Коллеги, ну не привязывайтесь вы к граффикам удельного расхода. Он в дорожных условиях не покажет реального минимального расхода. График рисуется как? - есть некоторые обороты мотора, на которых он может развить такую-то мощу и момент (т.е. его максимальные параметры), при этом он скушает столько-то топлива (пересчет на удельные единицы). А сколько реально мотор затратит мощи и мометна в реальных условиях? - ну никак не максимальные параметры возможностей мотора. Пример. Авто может ехать по горизонту и на некоторый уклон на одной и той же передаче и одних и тех же оборотах (т.е. одинаковая скорость). И кто-то мне будет доказывать, что при этом расход (следуя "очевидностям" графика) будет одинаков? - бред, закон сохранения энергии никто не отменял (энергия = количество спаленного топлива, учет кпд, сила на перемещение).
ИМХО. Граффики привязаны к максимальным возможностям мотора, т.е. - это режимы максимального ускорения (драг) или максимальные тяговые условия (т.е. тупо вытягиваем кого-то из трясины)
На практике на горизонте в эконом-режиме ехать с постоянной одинаковой скоростью на 5 с большим удельным расходом по графику будет экономичнее, чем там же на 4 с меньшим удельным расходом по графику (нужны совершенно другие графики)
По поводу масляного голодания ИМХО
ШПГ тоже не в восторге, особенно на верхних передачах.
если учесть что на таких режимах будет низкое давление в системе смазки пр заметно увеличенных нагрузках
Есесно, все должно иметь разумный предел, но не все там столь катастрофически выглядит.
Есть пару мыслей-поправок.
ИМеем мотор. Есть в нем узлы с каналами подвода смазки под давление. Давление в системе смазки от насоса мало влияет (по-крайней мере, не так уж и катастрофически) на масляное голодание. Насос смазки по мануалу развивает менее 10атм и имеет приличную поправку на допуск снижения от износа насоса и прочего. Это раз (запоминаем менее 10атм). Другие узлы смазываются разбрызгиванием, а оно начинается уже стабильно на холостых оборотах.
Учитывая физические парамтры моторов 1,3...1,6 литров - параметры колевала (калибр шейки на шатун 40мм, калибр пальца у всех 20мм) имеем отличия только в диаметре и ходе поршней, есесно и моща разная. Из степени сжатия давление в цилиндре не менее 10 атм (в режиме сгорания топлива - намного более), а учитывая разницу площадей поршня и опоры шатуна (шейка коленвала и ото запомненное менее 10атм) исключает условие постоянной подачи свежего масла в зону смазывания под давлением. В скользящих подшипниках масляная пленка зависит/определяется от нагрузок и скорости вращения (вот она у нас и есть немножко переменная). Вобщем, это направление мысли.
Для маслоголода. Максимальные нагрузки на пограничные слои масляной пленки возникают чаще в динамических режимах мотора (разгон, да и это не всегда происходит только в зоне приличных оборотов) или уж слишком приличного снижения скоростей в зоне смазки подшипника скольжения (т.е. связь с оборотами мотора под нагрузкой), но мы все ж говорим не о приличных, а о разумных пределах.
Напоминаю также, что младшие моторы бонусом имеют запас "прочности" от старшего брата в унифицированных узлах (т.е. линейка моторов 4,5,8А-ФЕ как минимум, вот не смотрел параметры коленвально-поршневой на форсированную серию 4ЖЕ или какой он там, 20-клапанник, у 7АФЕ параметр шейки колена под шатун увеличен, кажись, не помню)
В примерах тошниловки на заниженных скоростях относительно мануально-рекомендуемой для выбранной передачи (помним так же в мануалах о коэффициенте защиты дуракоустойчивости) всегда оговариваются реальные условия недопустимой резкой манипуляции педалью газа, т.е. резкие динамические нагрузки. основная проблема - чрезмерное занижение оборотов мотора, но там это уже обычно проявляется дерганием, детонацией и прочими спецэффектами
Вобщем, каждый легко определяет свою минимальную заниженную скорость для верхней передачи с неким разумным запасом для равномерного перемещения по горизонту, т.е. для поддержания заданной скорости, без резких манипуляций газулькой (зависит от мотора, КПП, типа авто, потом еще от реальных дорожных условий - загрузка, качество топлива, давление в шинах, ветер, прочее).