ПРОЛОГ:...это был прекрасный морозный зимний вечер где-то под Киевом... за окнами авто падал красивый пушистый снег, который каким-то невообразимым образом укутывал белым одеялом все вокруг, придавая неописуемой художественно-поетической красоты растущим вдоль лесной автострады по-летнему зеленым красавицам-соснам...
моя СК уверенно двигалась под новый сингл Nickelback в свой теплый гараж, а я уже мысленно пил дома горячий чай с круасаном с шоколадной начинкой... на миг задумавшись, я вдруг осознал, что лечу по скользкой заснеженной трассе со скоростью 100 км/ч... прошло менее трёх секунд, как дорога стала пологой вниз и я увидел перед собой стремительно приближающуюся «Газель» которая двигалась по направлению моего поворота... безусловный рефлекс сработал одномоментно заставив сместить траекторию движения, а мою ногу в это же время до полика нажать на тормоз... эти долгие 7 секунд торможения на снежно-ледяной каше заставили моё сердце биться не быстрее, чем «слоу-моушн» в Матрице Братьев Вачовски... избежав столкновения, окончательно затормозив и вздохнув, я окончательно понял, что не зря таки поставил зимнюю резину...
Говорят, быть инициатором чего-то серьезного и амбициозного всегда неблагодарная роль, которая нужна не только для того, чтобы осознать правильность своих решений, а наверное и для того, чтобы переубедить самого себя, сломав в голове все предрассудки и стереотипы навязанные производителями, журналистами и продавцами и связанные с тем, чего на самом деле нет...
Может быть, поэтому я и затеял эту, на первый взгляд, не такую профессиональную и точную, как у ведущих тестеров проверку зимних автопокрышек, для того чтобы таки переубедить себя и может быть и незначительную частичку окружающих людей, лишний раз доказав то, что самое важное для кармана соотношение цена/качество этого безусловно важного для зимней эксплуатации товара, является наиболее предпочтительным для большинства авто бюджетного класса, владельцами которых мы имеем возможность быть.
ПО СУТИ:20 декабря 2008 года на очередной встрече одноклубников в Киеве было воплощено в жизнь то, что давно я хотел осуществить, а именно проведено –
НЕЗАВИСИМЫЙ КИЕВСКИЙ ТЕСТ ЗИМНЕЙ РЕЗИНЫ.
Предполагающими факторами для его проведения в этот день явились: - соответствующие погодные условия (температура воздуха и его влажность, качество обледенелого дорожного покрытия);
- отсутствие транспорта на тестодроме в Парке Дружбы Народов;
- разнообразие установленной резины одноклубниками, которая к тому же была еще и практически новая и обкатанная у всех;
- аналогичность автомобилей одноклубников принимающих участие в тесте и методики проведения самого теста.
Непредвиденными условиями для его проведения оказались:- решение отказаться от проведения теста «сцепных свойств с заездом на уклон» из-за опасения того, что по льду если мы спустимся вниз на полигон, то назад в горку уже не выедем по льду...никакая резина не спасла бы, а песок мы с собой не возим;
- отсутствие снега на дорожном покрытии (на дороге просто была ледяная корка, и соответственно мы тестили только на льду), что не позволило потестить резину в слаломе в более реалистичных условиях дороги, которая зимой встречается в 90% случаев, а именно в условиях наличия снежно-грязевой каши;
- обьективно-константным условием на тот момент оказалось и то, что в тесте участвовало только 7 автомобилей с 7 разными моделями покрышек, что оказалось несколько маловато, как по мне, хотя предварительно надеялись хотя бы на 10, но и то, что было проделано – однозначно радует.
РЕГИСТРАЦИЯ.Список участвующих в тесте, а также автопокрышки, которые они эксплуатируют:
1. Vadim – СК – Nexen «Winguard», Корея
2. Sohay – CK – Matador «Nordicca Basic», Словакия
3. President – FC – Nokian «Hakkapeliitta R», Финляндия
4. Igorki2003 – MK – VSP «W001», Индонезия
5. Skeleter – CK – GT-radial «Wingro», Китай
6. Chilly – MK – Fulda «Kristall Montero2», Франция
7. ALS – CK – Targum «Contact», Польша
Как всегда, одноклубниками в теплом общении, которое предшествовало тесту сразу были определены фавориты. Однозначно было высказано уважение и оказаны королевские почести «Хаккапелитте» на ФЦ у Президента и «КристалМонтереТу» на МК у Чилли. Позитивно зарекомендовавшими в эксплуатации крепкими середнячками были названы шины – «Вингард» на СК у Вадима и «Матадор» на СК у Сохая. Темными лошадками теста, о которых очень мало информации даже во всеобьятном Интернете, были названы покрышки у Игоря на МК и Алса на СК – индонезийская «ВСП» и польская «Таргум» соответственно. Для контроля теста в качестве «индикатора» гордо выступил Тарас «Скелетер» на СК на стоковой «Вингро». Отмечу, что у всех автомобилей были «переобуты» все 4 колеса.
Следует сразу оговориться и принципиально подчеркнуть, что на самом деле, ледовое покрытие на котором проходил тест не совсем, а если точно говорить, вообще не соответствует стихии так называемых фрикционных (нешипованных) шин, которые предназначены для грязи и снежной каши (M+S = Mud+Snow = Грязь+Снег). Поскольку ни снега ни снежно-грязевой каши в тот день на тестодроме попросту не было, а у всех представителей на тесте были зимние покрышки со специализацией M+S, в то время как погодные условия позволяли тестить только на льду, то однозначно говорить об эффективности торможения получается несколько не корректно...но все же попробуем разобраться, что тут мы натестили и к каким результатам пришли...
МЕТОДИКА. Для основного показателя эффективности работы протектора применялся тест на экстренное торможение, так называемый «Hard Braking» после разгона до 50 км/ч. После чего измерялся тормозной путь, по длинне оного делались выводы о свойствах сцепления резины с дорожным покрытием. Все автомобили участвовавшие в тесте имели систему ABS+EBD. К слову, следует отметить, что при торможении ни один автомобиль не ушел с курса торможения, о чем все ставим себе все галочку в актив.
Типоразмеры шин участников теста поданы в таблице протокола исследований. Не вдаваясь глубоко в подробности, скажу, что в основном они соответствовали стоковым параметрам, за исключением Чилли с её «Фулдой» у которой он был несколько больше, чем стандартный.
Специализация резины и индексы свойств. Все покрышки на тесте были специально адаптированы производителями для эксплуатации на снежно-грязевой каше – M+S, что позитивно отразилось на унифицировании анализа результатов торможения.
Больше половины участников теста имели индекс скорости зимней резины «Т» – который соответствует максимально допустимой скорости движения в 190 км/ч (Nexen, Matador, VSP, Fulda). Индекс «R» который красовался на корде Nokian-а Президента имеет максимальное ограничение в 170 км/ч. Наименьший индекс скорости «Q», который соответствует – 160 км/ч имеет польская резина «Targum» у Алса. На стоковой всесезонке Wingro у Скелетора резонно стоит индекс «Н», который говорит о максимально допустимой скорости в 210 км/ч, что есть абсолютно нормально для всесезонной резины.
В то же время, субьективно относительно звуковых эффектов стоковых покрышек, на незначительный уровень шумности при езде, жаловались только владельцы Matador, Targum, VSP, Fuldа. Не заметили разницы акустического комфорта владельцы Nexen и Nokian.
Что касается индекса нагрузки, то для авто с большей массой (МК, FC) он соответственно логично должен быть больше, чем у более легких моделей авто (СК). Так и оказалось, у всех СК (Nexen, Matador, GT-radial, Targum) – он составил 82 ед., что означает – 475 кг. У МК (Fulda, VSP) соответственно – 88 ед., это – 560 кг. У FC (Nokian) – этот показатель соответствует 92 ед. – 630 кг.
РЕЗУЛЬТАТЫ ТЕСТА:Предварительно обследовав полигон на наличие острых предметов, возможной измененной структуры дорожного покрытия и прочее... я первый смело выехал на полосу торможения. Как ни странно, но с первых секунд теста я был удивлен тому, как уверенно и прогнозируемо автомобиль осуществлял экстренное торможение на скользком покрытии.
Сразу отмечу, что ни одну «Джили» как говорится «не повело» и не «бросило» в занос.
Отчасти это успешные результаты параллельной работы систем антиблокировки и распределения тормозных усилий, что мы уже отметили. Для повышения точности измерений каждый автомобиль сделал не менее трёх торможений, в результате которых мною тщательно проанализировано и выведено усредненный показатель тормозного пути.
ALS-CK-Targum-Contact http://ru.youtube.com/watch?v=pBLor3X1jDsОдна из темных лошадок теста, польская резина «Таргум» показала себя весьма неплохо. Поскольку я был первым испытуемым, так сказать, затормозив, я с неуверенностью три раза отметил места остановки, вычислив средний показатель, последовал на исходную стартовую точку, ожидая результатов других одноклубников. Кратко описывая покрышки, хотелось бы отметить, что они имеют ярко выраженный направленный протектор – «ёлочка», что придает уверенности ходу в различных условиях эксплуатации зимой. Что касается акустического комфорта, то резина несколько шумнее, чем всесезонка, но в целом ощущения от езды вполне приятные. В конце теста, после того, как я узнал результаты других участников, стало полностью очевидным, что показатель цена/качество «Контакта» превзошел все ожидания. Средний результат теста – 24 м.
Skeleter-CK-GTradial-Wingro http://ru.youtube.com/watch?v=z-a4_RXRL1MНемного опасаясь за Тараса, не зная как поведет себя китайская резина, я опаской взмахнул рукой, дав отмашку к разгону... к величайшему удивлению и всеобщему тотальному шоку, первая попытка торможения китайской стоковой резины совпала с линией «Польки» АЛС-а. Понятно, что сразу данный результат был отброшен, как в корне недостоверный и связанный с возможным недостаточным разгоном и ранним торможением. Вторая–третья–пятая попытка, в том числе две за четким наблюдением показателей Vitos-ом уже в самом авто Тараса, заставили всех впасть в состояние легкого ступора «системы размышлений» головного мозга, нервно ища ответ на вопрос, откуда могут быть ТАКИЕ результаты. Оказалось, что средний показатель, так называемой родной резины, почти совпадал с показаниями предыдущего испытуемого и составил немногим больше 25 м. В конце теста, в результате осмотра и проверки давления в шинах на данном авто удалось найти причину феноменальных показателей окончательно поняв, что полторы атмосферы, вместо положенных двух, играют решающую роль в данном случае, так как площадь «пятна соприкосновения» явно превышает стандартный показатель с одной стороны – придавая уверенности при езде на льду. С другой стороны, абсолютно ясно, что во-первых при движении в условиях мокрого асфальта количество топлива вылетаемого в трубу зимой возрастет в геометрической прогрессии, а во-вторых может сыграть злую шутку на снежном покрытии, так как увеличение «пятна» при спущенных покрышках однозначно приведет к эффекту «скользящих лыж», в конечном итоге чего тормозной путь может увеличится в два раза! Уверен, если бы мы тогда подкачали колеса до нужного показателя 2,0 атм. результаты были бы не столь впечатляющими, но делать этого из соображений безопасности мы не стали. Как говорится сток есть сток.
Vadim-CK-Nexen-Winguard http://ru.youtube.com/watch?v=7SIcVbMp1LgКорейская «Нексен Вингард» оказалась абсолютна готовой адекватно ответить сезонным трудностям в виде снега и льда на дорожном покрытии. В меру шумная, мягкая и комфортная резина с направленным рисунком протектора давно заслужила свою популярность у автолюбителей и с гордостью может колесить по дорогам нашей Родины, в дождь, в снег и в слякоть, что доказали и результаты нашего теста – 23,5 м.
Sohay-CK-Matador-Nordicсa basic http://ru.youtube.com/watch?v=s177yBAptDE«Матадор» – словацкий бренд давно продающийся на нашем рынке, успел наделать много шуму в бюджетном классе покрышек для легковых автомобилей, не так своей ценой, которая на сегодняшний день является одной из самых «вкусных», сколько своим неизменно достойным качеством восточноевропейских шинников. Шумовой комфорт, прекрасно регулируемая балансировка ската, уверенность на всех видах дороги в зимних условиях и все та же приятная цена делают эти покрышки чуть ли не самой удачной покупкой для автолюбителя. Результат теста – 24 м.
Igorki2003-MK-VSP-W001 http://ru.youtube.com/watch?v=_OzFUHAtKyQК завершению теста мой скепсис относительно далеких от нас традиций Индонезийской промышленности производить зимние шины был с треском сломлен. Уверенность в том, что экваториальные производители сделают что-то стоящее для нашего холодного зимнего рынка была настолько ничтожной, что вызывала с начала лишь искреннюю улыбку окружающих... но только лишь до того момента пока «серокристальная эм-ка» обутая в покрышки «ВСП» не выехала на полосу торможения. Первые же три результата остановки на уровне 20,5 метров заставили меня вытащить манометр и проверить давление на авто Игоря. После чего я был приятно удивлен, увидев на шкале отметку ровно в две атмосферы. Со слов владельца, стало известно, что резина действительно имеет происхождение со страны тысячи островов (не путать со страной тысячи озер, о которой речь пойдет дальше) и изготавливается по особой технологии с добавлением дешевого местного каучука, которого в этой стране, как любит повторять Serj – много «как грязи». Наверное, ключевую роль относительно сцепных свойств покрышки «W001» сыграло не только то, что её доводили «до ума» на северном кольце небезизвестного «Нюрнбургринга», а именно наличие в составе резины этого очень доступного по цене натурального высококачественного сырья и меньшего содержания количества химических полимеров и серы, чрезмерным наличием которых иногда грешат европейские и азиатские производители, хотя это только лишь мое предположение. Поэтому, при решении о распределении призовых мест, даже несколько увеличенная шумность при эксплуатации данной модели шин, абсолютно не повлияла на мое решение определить резину «ВСП» как наиболее безопасной для торможения на льду.
Chilly-MK-Fulda-Kristall Montero2 Видео случайно удалилосьПроизводительные мощности этого известнейшего немецкого бренда расположены в ряде стран Европы. В нашем случае данная «Фулда» на авто у Чилли была произведена во Франции. Не совсем стандартный размер резины 185/65-15 как оказалось по результатам теста не сыграл ключевой роли в торможении. Резина показала приемлемый результат на уровне своих меньших братьев и в целом при минимальной шумности заслужила свою долю аплодисментов остановившись на отметке в 23,5 метра. Позитивные отзывы владельцев по эксплуатации данной марки покрышек, говорят о том, что на сегодняшний день это весьма хороший и качественный продукт, который всегда найдет своего довольного покупателя.
President-FC-Nokian-Hakkapeliitta R http://ru.youtube.com/watch?v=vYZ97ljn1O0Честно признаюсь, у меня всегда вызывают улыбку некие индивидуумы, которые когда услышат полузвучное слово «Нокия», широко фанатично открывают глаза, входя в состояние глубокого ступора, готовясь отдать баснословные деньги за то, что иногда, на самом деле, не заслуживает такой сумасшедшей цены. Зная, как долго топ-менеджеры и ведущие маркетологи стабильных транснациональных компаний работают над так называемым понятием «брендинга» понемногу начинаешь задумываться, а нуждается ли хороший товар в рекламе? Резонный ответ – нет. Так почему же тогда специализирующиеся на продаже покрышек Интернет-ресурсы просто кишат тестами и откликами о товаре, которые по большей части похожи на фанфарные дифирамбы расхваливания этого финского производителя? Думаю, что на самом деле, все намного проще. Ответ на этот вопрос спрятан на заснеженных трассах страны тысячи озер под долгими часами многотысячных тестов и экспериментов скандинавских специалистов, подходы к которым непременно заслуживают уважения и подражания у всех. Описывать свойства, которые придают этой модели покрышек новые технологии изготовления, навалом хватает в Интернете. Я просто сухо напишу конкретный усредненный результат нашего теста торможения на обледенелой дороге в конкретных условиях, а выводы сделает каждый для себя сам. Думаю, что 22,5 метра для единственной ФЦ на тесте это не мало, но и не много. Это прогнозируемо, уверенно, надежно, благородно и не стыдно. Вердикт – второе место.
В конце прилагаю сравнительную таблицу показателей, а также диаграмму средних показателей тормозного пути.
ЦЕНЫ:Понятно, что судить о ценах на товар в Украине во время мирового финансового кризиса есть весьма неблагодарное дело. Все понимают, что поскольку дилеры производят расчеты за товар в валюте, которая у нас прыгает то вверх то вниз день от дня, то адекватного окончательного ответа на вопрос о сравнении цен в пропорции цена/качество/целесообразность покупки, наверное, никто точно дать не сможет.
По предварительной информации можно сказать, что поскольку тормозной путь у всех испытуемых колеблется в пределах 4 метров, что иногда в экстренной ситуации может показаться просто гигантским расстоянием, я делаю вывод, что наилучшим соотношением тут оказалась индонезийская резина «VSP», а также польская – «Targum».
ВЫВОДЫ:Об успешности того или иного мероприятия судят по двум показателям. Первый – дает ли это какую-нибудь пользу для людей, которые еще определяются с выбором? - Думаю ответ – конечно же, да! Несмотря на некую узость испытаний в связи с некоторыми независящими от нас причинами, они всёравно были абсолютно прозрачными, очевидно небыли куплены и проводились для выяснения хотя бы частички истины, что нам с успехом удалось сделать. А второй показатель – это то, как результаты данного теста могут повлиять на выбор конкретного человека... я думаю, каждый решит сам для себя.
С ув.
Юрий, aka ALS
22.12.2008 г.
P.S. Видя по-детски горящие глаза людей во время теста, особенно у Чилли (см. фото), невольно радуешься в душе, что встречи Geely-club приносят всем мегаогромное количество той субстанции, которая на «загнивающем» Западе называется «fun».
П.П.С. 1. Чили...персонально... сори за ник... уже менять тяжело везде... будет уже так, как перекрестил тебя... исправлюсь в сл.раз.
Вся резина
Диаграмма
Протокол