Смутные времена настали в узком кругу автоимпортеров и автопроизводителей. Настолько смутные, что скоро автолюбители могут лишиться доступных бюджетных автомобилей…
Сначала рухнул автомобильный рынок США, затем (к началу лета) на 20-40% опустился уровень продаж автомобилей в относительно благополучной Европе, а с августа окончательно просел самый перспективный украинский рынок. Впереди, по мнению экспертов, падение продаж на 30-35%. В первую очередь это произошло за счет сворачивания автокредитования. С 10 мая оно свернулось на треть, с августа – еще наполовину, а с октября – практически остановилось полностью. Семь крупнейших украинских банков отказались от автокредитов вообще, остальные – задрали и проценты, и требования к платежеспособности клиентов до небес. Только за последнюю неделю реальная процентная ставка по автокредитам на новые иномарки в гривне сроком на три года составила 24,56%. При этом в середине октября она составляла 23,02%. И такой рост происходит практически еженедельно. Это означает, что с рынка уйдет от 30 до 40% покупателей, у которых нет полной суммы для покупки автомобиля. Вполне реально, что украинский авторынок сократится до 30-35 тыс. продаж в месяц, что равносильно откату на несколько лет назад. Простая логика подсказывает, что падение спроса на автомобили потянет за собой массовое снижение цен. Но это – слишком простая логика. В реальности произойдет следующее. Жертвами кризиса станут миллионы обычных автолюбителей с низким и средним уровнем дохода. Они, во-первых, не смогут получить кредит, а во-вторых, останутся без машин своей ценовой категории. Дорогие машины как приобретались, так и будут приобретаться. Начало кризиса наоборот подтолкнуло толстосумов заказывать себе новый престижный транспорт. Отсюда бум спроса, к примеру, на дорогущие BMW Alpina B6 S Coupe, Инфинити, Порше и Мерседесы Е класса. Здесь большая маржа для дилеров, и у них есть возможность продержаться в смутные времена экономического кризиса. Да и импортер может поиграть ценами, учитывая залежи таких нераспроданных машин в США и Европе. А вот доступные автомобили могут стать окончательно недоступными для всей остальной массы простых обывателей. Вот только один, но очень показательный пример – популярный китайский Chery Amulet, который еще полгода назад уверенно вытеснял из лидеров продаж продукцию российского автопрома. Сегодня формально Chery Amulet в люксовой комплектации стал даже доступней, на него объявлена акционная скидка в 1000 гривен. Теперь автомобиль в данной модификации стоит от 53 300 гривен. Казалось бы, радоваться надо и срочно копить недостающие деньги. Однако суть проблемы в другом. Если «папа» популярной машины – Китай, и у него всё в порядке, то вот у «мамы» - корпорации УкрАвто – очень большие проблемы. УкрАвто, оказавшись без кислородной подушки льготного налогообложения и доступного кредитования, на грани полного финансового коллапса. Как стало известно, с конца августа в Украину не отгружено ни одного контейнера с машинокомплектами Chery. А на складах экспортера осталось не более двух с половиной тысяч «Амулетов». Это – на полтора месяца продаж. И если даже контейнеры будут отправлены завтра, то в продажу машины попадут не раньше февраля следующего года. А дилеры не спешат закупать машины в долгосрочный резерв, поскольку их маржа на машине уменьшилась до символических полутора сот долларов. Вполне возможно, что вслед за крахом (или продажей) УкрАвто последует создание китайского торгового дома Chery, который возьмет на себя функции импортера и будет выстраивать собственную дилерскую сеть. Но займет это не менее 6-8 месяцев, в течение которых рынок может остаться без дешевых и комфортабельных китайских машин. Еще одно косвенное свидетельство кризиса доступного авторынка – тот факт, что компания «Атлант-М» свернула контракты с китайской стороной на поставку в Украину большей части модельного ряда (включая популярные BYD). Но самая главная бомба под все автопродажи в Украине заложена в проекте «антикризисного» решения СНБУ, который будет утвержден в начале следующей недели. Там есть такая строка: «Разработать в недельный срок и внедрить комплекс мер, направленных на уменьшение импорта потребительских товаров». Проще говоря, теперь ни УкрАвто, ни АИС, ни UAавто не смогут брать кредиты и совершать предоплату поставок массовых импортных автомобилей. А товарный кредит они не получат ни от китайцев, ни от россиян. И еще один нюанс – СНБО потребует от Кабмина «поднять акцизный сбор» на импортируемые автомобили. Опять же, эта мера в первую очередь ударит по бедным, а толстосумы её практически не заметят, для них что 100 тысяч, что 110 – деньги одинаковые. Ожидать удешевления автомобилей не приходится. У нас все автомобили – импортные.
Выводы из всего вышеизложенного очень простые. Если вы продолжаете мечтать о машине, у вас есть всего три варианта решения: - отказаться от приобретения нового автомобиля и обернуть свой взгляд на рынок б/у (который будет иметь тенденцию расширяться); - приобрести доступный вам по деньгам автомобиль российского или китайского производства в течение ближайших 1-2 месяцев, пока эти машины есть в наличии; - отложить мечту о покупке на пару лет, пока успокоится мировая финансовая буря. Ничего иного, увы, не дано…
от 27.10.2008г
|